суббота, 19 июля 2014 г.

Снижение тока драйвера фонаря на AMC7135


Нет ничего проще. Как правило, достаточно выпаять один чип AMC7135 для понижения максимального тока на 350 мА. Например, для уменьшения тока с 2,8 А до 2,1 А нужно выпаять 2 чипа (всего их 8, как нетрудно подсчитать). Вопрос только - зачем это нужно.

Причины у каждого могут быть свои, вот мои.

Во-первых драйвер Nanjg 105c, который я собираюсь модифицировать, и подобные ему замеряют напряжение на батарее во время работы, из-за чего просевшее от повышенного тока напряжение он считает за признак разряда аккумулятора, из-за чего полного заряда аккумулятора на 2600 мА*ч в максимальном режиме хватает всего минут на 30 постоянной работы вместо почти часа (в теории).

Возможно, это и правильно, учитывая то, что в спецификациях на аккумулятор отсечка на графике разряда также идёт по одинаковому напряжению для всех токов. Не знаю, к чему приведёт частое использование аккумулятора ниже этого порога, даже если его напряжение без нагрузки будет оставаться в пределах нормы.

Со старыми аккумуляторами всё совсем плохо - несколько минут, если повезёт. У данного драйвера также не очень хорошо реализовано оповещение о разряде батареи, поэтому он начинает моргать при наполовину заряженной батарее, если текущий режим максимальный. Небольшая потеря контакта, например дребезг выключателя, и драйвер начинает сигнализировать о разряде, причём при восстановлении контакта в нормальный режим он не возвращается (явная ошибка микропрограммы драйвера).

К данному драйверу существуют альтернативные прошивки. Возможно, они решают данную проблему хотя бы частично.

Во-вторых, разница в свете между режимами, работающими на токах, отличающихся в два раза, не двойная. Эффективность светодиодов выше на низких токах. Восприятие света глазом нелинейное, поэтому можно легко сильно уменьшить максимальный ток, но при этом не особенно потерять в полезности фонаря. Исключением здесь может быть случай, когда из фонаря нужно получить максимум света.

Также на максимальном токе диод сильно нагревается, что существенно снижает срок его службы. Постоянная работа в максимальном режиме оправдала только при наличии качественного теплоотвода. В моём C8 тепло отводится неплохо, поэтому эта проблема не так актуальна, а вот в 502B или S5/S5M всё намного хуже, использовать на них диод XM-L с током выше 1,5 А кажется неправильным, а если долго и непрерывно, то и 1 А будет много (по опыту).

Еще это увеличивает срок работы фонаря от одной батарейки. Учитывая пункт первый, даже в большее число раз, чем опускаем ток.

Лучше всего, конечно, производить отпаивание деталей паяльным феном. У меня его до сих пор нет (нужен крайне редко, и пока обходился без него), поэтому просто прогреваю получше места пайки. У даннго чипа есть большая металлическая подложка, совмещенная со средним контактом (земля), так что прогреваться он должен неплохо по всему корпусу при нагревании только "язычка".

Первая попытка отпаивания прошла очень неудачно. Отпаялся светодиод с платы-звезды, а также каким-то образом повредился один из чипов AMC7135, и выяснить, который из них без выпаивания почти всех невозможно, так как они соединены всеми контактами между собой в параллель.

Вторая попытка уже имела элемент игры. Если бы я угадал поврежденный чип и выпаял его первым, на плате было бы больше определенности, и я бы не боялся, что непонятно работающий чип на плате когда-нибудь "выстрелит". Но не повезло, я выпаял целый чип. Еще больше не повезло - я слишком сильно схватил его пинцетом, и у него отпал один из контактов. Вероятно, точно так же повредился и первый чип. Зато меньше паять :-) Теперь вместо 2,8 А драйвер выдаёт 2,12 А. Откуда взялись лишние 0,02 А, не знаю.

Сделал тест на свежезаряженном аккумуляторе Sanyo UR18650FM (2600 мА*ч). Фонарь проработал 70 минут на максимуме, после чего начал моргать на слабом режиме, сигнализируя о разряженной батарее. Батарея без нагрузки имеет напряжение 3,45 В. Просто идеально. Во-первых, батарея действительно высадилась почти до конца (ниже 3,45 В остаётся всего 50-100 мА*ч). Во-вторых, батарея не высаживается до упора, что даёт некоторый запас по времени между разрядом и зарядкой, чтобы не искать сразу лихорадочно зарядку, а просто положить вместе с другими разряженными банками для зарядки в удобное время в удобном месте.

Падения яркости фонаря я не заметил, хотя ожидал, что снижение тока на 25% даст заметный проигрыш в яркости. Для глаза работа XM-L даже на 1,4 А (в моём 502B) в помещении кажется очень яркой, поэтому всё, что выше этого, глаз просто выравнивает до какого-то предельно терпимого уровня, и поэтому разницы совсем не заметно. Уверен, где-нибудь на открытом пространстве было бы иначе.

Альтенативное, более правильное, решение проблемы - покупка хороших аккумуляторов с низким внутренним сопротивлением (большим максимальным током, от 10 А и выше). Это решило бы проблему сильного проседания напряжения и связанных с этим проблем с драйвером. Еще один вариант - заменить драйвер, либо сменить ему прошивку.

Комментариев нет:

Отправить комментарий